ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 октября 2000 г. N 8-15-00
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО
ПОРЯДОК ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ВЫПУЩЕННЫХ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ
НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судами Российской Федерации рассматривается значительное количество гражданских дел по жалобам граждан на действия таможенных органов, которые отказывают в выдаче паспорта транспортного средства без уплаты таможенных платежей на автомобили, приобретенные в Республике Беларусь, но происходящие с территории третьих стран. Нередко действия таможенных органов признаются неправомерными. Удовлетворяя жалобы заявителей, суды исходят из того, что таможенные территории Российской Федерации и Республики Беларусь образуют единую таможенную территорию, а, следовательно, транспортные средства, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, таможенному оформлению и таможенному контролю не подлежат.
Данную позицию суды обосновывают Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.95 и иными нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации указанного Соглашения.
Действительно, Соглашение о Таможенном союзе предполагает формирование единой таможенной территории Российской Федерации и Республики Беларусь, но оно обусловлено выполнением всех мероприятий, предусмотренных первым этапом формирования Таможенного союза (п. 4 ст. 2). Российской Федерацией и Республикой Беларусь предпринимаются соответствующие меры, направленные на формирование единого таможенного пространства, однако до настоящего времени этот процесс еще не завершен.
Согласно Решению Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.99 N 2 "О завершении формирования единого таможенного пространства" единая таможенная территория образована только в отношении товаров гражданского назначения, происходящих с территории России и Беларуси.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.95 N 583 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2000 N 619) таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен лишь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.
Договором о создании Союзного государства от 08.12.99 формирование единого таможенного пространства предполагается завершить лишь к 2002 г. (п. 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства).
Таким образом, поскольку единая таможенная территория образована только в отношении товаров, происходящих с территории Российской Федерации и Республики Беларусь, транспортные средства, происходящие из третьих стран и выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь, должны перемещаться через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации, в частности, в соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения. Одним из условий помещения товаров под данный таможенный режим является уплата в отношении их таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, предусмотренных национальным законодательством.
В настоящее время на период до создания общего таможенного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь порядок таможенного оформления товаров, в том числе транспортных средств, происходящих с территории третьей страны и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, а затем перемещаемых на территорию Российской Федерации, регулируется указанием Государственного таможенного к
> 1 2