Главная страницаZaki.ru законы и право Поиск законов поиск по сайту Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Zaki.ru в избранное




РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 01.09.1999 N ГКПИ99-563 <О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМИ П. 38, 71 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 27.03.1998 N 814>







ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 1999 г. N ГКПИ 99-563

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего Глянцева В.В.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев дело по заявлению Чернышева С.А. о признании частично незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации,

установил:

Чернышев обратился в суд с заявлением о признании частично незаконными п. п. 38, 71 Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования России от 27 марта 1998 года N 814.
По мнению заявителя, оспоренные нормы ограничивают права на получение послевузовского образования, поскольку условием подачи заявления в аспирантуру либо прикрепления в качестве соискателя является приложение диплома государственного образца. Между тем ряд вузов, не имеющих государственной аккредитации, дипломы государственного образца выпускникам не выдают. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством указанные лица считаются имеющими высшее образование, они лишены возможности получить послевузовское образование. В данном случае он (заявитель) лишен права на поступление в аспирантуру.
Представители Министерства образования Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации просили в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление обоснованным, суд считает, что требования Чернышева подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В оспариваемых нормах Положения определено, что при подаче заявления о приеме в аспирантуру (п. 38), а также для прикрепления к высшему учебному заведению или иному учреждению (п. 71) необходимо представление копии диплома государственного образца.
Из содержания этих норм следует, что условием принятия документов для поступления в аспирантуру либо для прикрепления к научному учреждению в качестве соискателя является представление копии диплома государственного образца.
При этом в Положении не сделано никаких оговорок относительно специфики высших учебных заведений, созданных в стране (в частности, действующих на основании лицензий либо аккредитации), которые закончил гражданин; нет указаний по поводу дипломов, которые выдают вузы лицам, получающим высшее профессиональное образование различных ступеней (бакалавр, дипломированный специалист, магистр); не содержится положений о том, почему дипломы о высшем профессиональном образовании различных ступеней (в том числе при получении квалификации "бакалавр") не являются документами, подтверждающими уровень квалификации, который необходим для поступления в аспирантуру (либо получения послевузовского образования в иной форме); в чем заключается качественное различие между дипломами, выдаваемыми вузами, имеющими государственной аккредитации, и вузами, действующими на основании лицензии.
Такая запись в п. п. 38, 71 Положения по существу исключает возможность приема заявления о поступлении в аспирантуру (прикрепления в качестве соискателя) для лиц, получивших высшее профессиональное образование в вузах, не имеющих государственной аккредитации и которые не выдают дипломов государственного образца.
Между тем данное правило противоречит требованиям федерального законодательства.
Так, в силу ст. 22 п. 4 Федерального закона "Об образовании", документ государственного



> 1 2

Поделиться:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com
0.1275 с