ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 января 1998 г. N ГКПИ 97-466
(Извлечение)
Согласно последнему абзацу ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 декабря 1994 г., участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
26 июля 1995 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами утвердило инструкцию "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее - Инструкция), впоследствии (18 августа 1995 г.) зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации и официально опубликованную.
Бычковский - участник Великой Отечественной войны и инвалид II группы вследствие общего заболевания обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительным второго абзаца п. 12 названной Инструкции, в котором предусмотрено, что в удостоверениях участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах") производится отметка - "Инвалид (такой-то) группы, имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
При этом заявитель сослался на несоответствие приведенного положения Инструкции последнему абзацу ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", не ограничивающему предоставление участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), прав и льгот инвалидов Отечественной войны только правами и льготами, установленными ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации (правопреемник Министерства социальной защиты населения Российской Федерации) возражал против заявленных Бычковским требований.
Верховный Суд РФ 21 января 1998 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями) на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Поскольку в судебном заседании заявитель указывал на возможность нарушения в будущем его прав на реализацию льгот инвалидов Отечественной войны в полном объеме, предусмотренных не только ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", суд полагал, что данного довода достаточно для проверки соответствия обжалуемого нормативного акта Закону и освобождения Бычковского от обязанности представлять дополнительные доказательства в подтверждение обоснованности заявленного требования.
Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации, возражая против удовлетворения жалобы, ссылался на то, что оспоренное положение Инструкции соответствует последнему абзацу ст. 15 Федераль
> 1 2