МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 1995 N 02-02-311-95
В связи с поручением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1995 г. N ЮЯ-П12-08189 о рассмотрении обращения председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения М.М. Кузьменко по вопросу отмены Постановления Минтруда России от 25 июня 1993 г. N 123 и пункта 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" сообщаем следующее.
Министерство юстиции России не находит оснований для отмены указанных нормативных правовых актов.
Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для трудящихся" и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" продолжительность ежегодного минимального отпуска установлена в 24 рабочих дня с сохранением до принятия нового российского законодательства об отпусках порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством (статья 68 КЗоТ РФ). При этом у трудящихся, которые пользовались ежегодным отпуском в 24 рабочих дня и более, продолжительность отпуска не изменяется. Из этого вытекает, что законодатель гарантировал увеличение ежегодного отпуска только тем работникам, у которых общая его продолжительность была менее 24 рабочих дней, и сохранил до принятия нового российского законодательства об отпусках действие всех существующих правил суммирования отпусков (то есть присоединения дополнительных отпусков к основному в 12 рабочих дней, за исключением случаев, установленных законодательством).
-----
Вместе с тем, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлено право с учетом производственных и финансовых возможностей увеличивать продолжительность ежегодных отпусков за счет присоединения дополнительных отпусков (полностью или частично) к отпуску в 24 рабочих дня. Следует иметь в виду, что если бы законодатель предусмотрел общее правило суммирования дополнительных отпусков с минимальным (в 24 рабочих дня), то не было бы необходимости устанавливать данное правило.
ЦК профсоюза работников здравоохранения исходит из ошибочной позиции, что Законом РФ от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ" и Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., установлены новые нормативные правовые положения об отпусках.
-----
В действительности указанный Закон привел статью 67 КЗоТ РФ в соответствие с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует работающим по трудовому договору оплачиваемый ежегодный отпуск, но не регулирует вопрос о его продолжительности и порядке суммирования отпусков.
Статья 67 КЗоТ РФ устанавливает продолжительность только минимального отпуска и указывает, что порядок исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска определяется действующим законодательством.
Из текста статьи 1 Закона РФ от 25 сентября 1992 г. о том, что изменения в КЗоТ РФ вносятся в целях приведения Кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации и совершенствования регулирования отношений в области труда при переходе к рыночной экономике, никоим образом не вытекает, что предусмотренный статьей 67 КЗоТ РФ минимальный отпуск может толковаться как основной, к которому предприятия, учреждения, организации должны в обязательном порядке присоединять дополнительные отпуска. Такая позиция на сегодняшний день является ошибочной, не соответствующей законодательству и может ставить предприятия и организации в сложное экономическое и финансовое положение.
Заместитель Министра юстиции РФ -
Государственный советник
юстиции 1 класса
А.М.СТЕПАНОВ
> 1 2