МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 1994 г. N 1-4758-18
О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ЦЕЛЯХ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
При представлении в органы социальной защиты населения Российской Федерации иностранных официальных документов в целях пенсионного обеспечения предлагаем иметь в виду следующее.
Органы социальной защиты населения Российской Федерации принимают к рассмотрению иностранные документы, легализованные в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или положениями международных договоров, отменяющих или упрощающих процедуру легализации, участницей которых является Российская Федерация.
Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой, как правило, засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати, уполномоченного государственного органа на таких документах с целью использования их в другом государстве.
Функции по консульской легализации за границей выполняют дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации.
Процедура легализации может быть отменена положениями международных договоров (соглашений), участницей которых является Российская Федерация.
В соответствии с Гаагской Конвенцией, отменяющей требования дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года, к которой Российская Федерация присоединилась 31 мая 1992 года, документы, предназначенные для представления в официальные органы государств - участников Конвенции, удостоверяются в особом порядке (Приложение N 1 - перечень государств - участников Конвенции).
В соответствии с указанной Конвенцией компетентным органом государства, в котором документ был совершен, проставляется апостиль - удостоверительная надпись (Приложение N 2 - образец апостиля).
Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, подлинность печати и штампа, которыми он скреплен.
Легализация и проставление апостиля не требуется, если договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.
Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, участницей которых является Российская Федерация, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 года в Минске государствами СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина) определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одного государства - участника договора (конвенции), рассматриваются как официальные и пользуются на территории другого государства - участника договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения (Приложение N 3 - перечень государств, с которыми Российская Федерация имеет договоры об отказе от легализации документов).
После легализации или удостоверения посредством апостиля, а также в случаях, когда легализация не требуется, производится перевод документов и верность перевода свидетельствуется нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Заместитель Министра
социальной защиты
населения РФ
П.Л.КАМИНСКИЙ
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИИ, ОТМЕНЯЮЩЕЙ
ТРЕБОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОФИЦ
> 1 2 3