КОНВЕНЦИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ПЛАВАНИЯ
ПО СУЭЦКОМУ КАНАЛУ
(Константинополь, 29 октября 1888 года)
Во имя Бога Всемогущего (следует перечень участников), желая утвердить договорным актом существование определенного порядка, долженствующего оградить на все времена и для всех государств свободное пользование Морским Суэцким каналом и пополнить таким образом порядок, которому подчинено было судоходство по этому Каналу Фирманом Его Величества Султана от 22 февраля 1866 года (2 зилькаде 1282 года), утверждающим дарованные Его Величеством Хедивом концессии <*>, назначили для сего своими уполномоченными: (следует перечень),
--------------------------------
<*> 26 июля 1956 г. Правительство Египта национализировало Всеобщую компанию Морского Суэцкого канала.
каковые уполномоченные, сообщив друг другу свои полномочия, признанные правильными и законными, договорились в нижеследующих статьях:
Статья 1
Морской Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага.
В виду сего Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ни в чем не нарушать свободного пользования Каналом как в военное, так и в мирное время.
К Каналу никогда не будет применяемо право блокады.
Статья 2
Признавая, что пресноводный канал составляет необходимую принадлежность Морского канала. Высокие Договаривающиеся Стороны принимают к сведению обязательства, принятые на себя Его Высочеством Хедивом по отношению к Всемирной компании Суэцкого канала <*>, во всем касающемся пресноводного канала. Обязательства эти изложены в Конвенции от 18 марта 1863 года, заключающей в себе изложение дела и четыре статьи.
--------------------------------
<*> В настоящее время общепринятый перевод названия компании - "Всеобщая компания Суэцкого канала".
Державы обязуются ни в чем не нарушать обеспеченность этого Канала и его разветвлений. Никакие попытки, имеющие целью нарушить неприкосновенность Канала, не допускаются.
Статья 3
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются равным образом не нарушать неприкосновенность материальной части, учреждений, построек и работ как в Морском канале, так и в Канале пресной воды.
Статья 4
Так как по смыслу статьи 1 настоящего трактата Морской канал остается открытым в военное время для свободного прохода даже военных судов воюющих сторон, то Высокие Договаривающиеся Стороны постановляют по взаимному соглашению, что никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по Каналу, не будут допускаемы в Канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская Империя была одною из воюющих сторон.
Военные суда воюющих сторон будут иметь право снабжаться в Канале и во входных портах провиантом и запасами лишь в пределах строгой необходимости. Проход означенных судов по Каналу будет совершаться в самый короткий срок, сообразно действующим правилам, и без всяких остановок, за исключением тех, кои будут вызываемы потребностями службы. Срок пребывания судов в Порт-Саиде и на Суэцком рейде не будет превышать 24 часов, за исключением случаев вынужденной остановки. В последнем случае суда будут обязаны уходить как можно скорее. Между отходом из выходного порта судна воюющей стороны и отходом судна, принадлежащего враждебной державе, всегда должен быть соблюдаем промежуток в 24 часа.
Статья 5
В военное время воюющие державы не будут ни высаживать, ни принимать на суда в Канале и его входных портах войск, снарядов и военных принадлежностей. Но если вст
> 1 2 3