МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 25 сентября 2009 г. N 01/14264-9-32
О ПОСТУПЛЕНИИ В РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРЕТЕНЗИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
К ПРОДАВЦАМ (ИСПОЛНИТЕЛЯМ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступлением в адрес Роспотребнадзора и его территориальных органов писем граждан, содержащих те или иные претензии к продавцам (исполнителям), связанные с нарушением прав потребителей, в дополнение к письму Роспотребнадзора от 24.03.2008 N 01/2555-8-32 "Об оптимизации форм и методов работы по рассмотрению обращений потребителей" разъясняет следующее.
Исходя из содержания статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращением гражданина являются направленные в государственный орган или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба. При этом предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов и должностных лиц, либо критика их деятельности; жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 7 того же Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке излагает, кроме прочего, суть предложения, заявления или жалобы.
Однако поступающие в адрес Роспотребнадзора и его территориальных органов письменные претензии граждан к продавцам (исполнителям), связанные с нарушением прав потребителей, адресуются непосредственно продавцу (исполнителю), а в Роспотребнадзор или в его территориальный орган направляются, как правило, в копии. При этом подобные претензии направляются в целях урегулирования возникшего спора с продавцом (исполнителем) в добровольном порядке и не содержат какой-либо просьбы к Роспотребнадзору, его территориальному органу или их должностным лицам.
Таким образом, претензии потребителей к продавцам (исполнителям) к категории обращения гражданина в государственный орган или к должностному лицу относиться не могут. Рассмотрению такие претензии в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ, не подлежат и основанием для проведения внеплановой проверки не являются.
Прошу принять данные разъяснения к руководству в деятельности.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
> 1