КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. N 499-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ БРОДСКОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 15 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Т.Н. Бродской,
установил:
1. В октябре 2000 года были прекращены в связи с уходом в отставку полномочия работавшей в должности судьи с октября 1990 года и не достигшей возраста, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания, гражданки Т.Н. Бродской. 21 июня 2001 года она поступила на службу в органы прокуратуры Магаданской области, в связи с чем решением квалификационной коллегии судей Магаданской области от 7 мая 2002 года ее отставка судьи была прекращена, однако приказом Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Магаданской области от 27 июня 2007 года Т.Н. Бродской было назначено ежемесячное пожизненное содержание. Данный приказ был отменен 10 октября 2007 года.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.Н. Бродская оспаривает конституционность пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", которым установлено, что судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 данного Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.
По мнению заявительницы, данное законоположение нарушает ее право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 119 и 120, с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 февраля 2002 года N 5-П, конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечить каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Гражданин Российской Федерации, добровольно принимая условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус судьи, должен выполнять соответствующие требования согласно установленной законом процедуре; запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, который приобретает в таких случаях лицо, не могут рассматриваться как нарушение его конституционных прав и свобод (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 277-О, от 30 сентября 2004 года N 299-О и от 18 июля 2006 года N 191-О).
Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.
> 1 2 3