ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2009 г. N ГКПИ09-47
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Тихоновой А.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поспелова Александра Леонидовича о признании недействующими абзаца первого пункта 4.3 и абзаца седьмого пункта 5.1 Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденных Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатента) от 22 апреля 2003 года N 56,
установил:
Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 года N 56 утверждены Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам (далее - Правила), применяемые на территории Российской Федерации после 1 января 2008 г. постольку, поскольку они не противоречат части четвертой Гражданского кодекса РФ.
Абзацем первым пункта 4.3 Правил установлено, что участвовать в рассмотрении дела на заседании коллегии Палаты по патентным спорам может лицо, подавшее возражение или заявление, и/или его представитель, обладатель авторского свидетельства и свидетельства СССР, патентообладатель, обладатель исключительного права на товарный знак, обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и/или его представитель, в необходимых случаях лицо, принимавшее решение по результатам экспертизы.
Согласно абзацу седьмому пункта 5.1 Правил по результатам рассмотрения возражения, предусмотренного пунктами 1.3 и 1.4 данных Правил, в случае внесения патентообладателем, обладателем авторского свидетельства или свидетельства СССР по предложению Палаты по патентным спорам изменений в формулу изобретения, полезной модели, перечень существенных признаков промышленного образца решение Палаты по патентным спорам должно быть принято с учетом результатов дополнительного информационного поиска, проведенного в полном объеме.
Поспелов А.Л., требуя в своем заявлении признания приведенных правовых норм недействующими в целом, фактически оспаривает их законность в части, предусматривающей участие патентообладателя (его представителя) в рассмотрении дела на заседании коллегии Палаты по патентным спорам и возможность внесения патентообладателем изменений в формулу изобретения. Свои требования заявитель мотивировал тем, что в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2008 г., и Законом СССР "Об изобретениях в СССР" обладателями патента на одно изобретение (патентообладателями) могут быть несколько физических лиц, оспариваемые нормы в силу неопределенности содержащихся в них понятий "патентообладатель" и "представитель патентообладателя" позволяют не допускать к участию в рассмотрении дела одного из патентообладателей (представителя патентообладателя), не имеющего доверенности от всех владельцев исключительного права использования изобретения, разрешают отказывать ему в реализации права на внесение изменений в формулу изобретения без согласия остальных обладателей патента. По мнению заявителя, указанные нормы в оспариваемой части противоречат пункту 2 статьи 1222, статье 1232, пункту 4 статьи 1348, статье 1387 Гражданского кодекса РФ, статье 1 дополнительного протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 15, 17, 29, 35, 44, 45 Конституции РФ и нарушают его права автора и владельца исключительных прав в отношении ряда изобретений.
В судебном заседании заявитель и его представитель Штых И.О. поддержали заявленные требования, мотивируя их вышеприведенными доводами. Представители Министерства образования и науки Российской Федерации Робинов А.А. и Министерства юстиции Россий
> 1 2 3