ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1764
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ермолаев и партнеры" о признании частично недействующими абзаца второго пункта 10 и пункта 33 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июня 2008 г. N 142,
установил:
Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июня 2008 г. N 142 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - Административный регламент), которым установлено, что документы, необходимые для оформления приглашения, представляются уполномоченным представителем органа местного самоуправления либо сотрудником юридического лица, а также гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином (абзац второй пункта 10); при постановке юридического лица на учет в уполномоченном подразделении ФМС России или территориальном органе необходимые для этого документы предоставляются сотрудником юридического лица (пункт 33).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2008 г., регистрационный N 11893, опубликован в "Российской газете" 4 июля 2008 г.
ООО "Ермолаев и партнеры" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных норм недействующими в части, предусматривающей представление документов, требуемых для получения указанной государственной услуги, только уполномоченным сотрудником юридического лица. Считает, что оспариваемые положения противоречат статье 25 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в нарушение норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации существенно ограничивают правоспособность юридического лица, его право самостоятельно выбирать своего представителя при обращении за государственной услугой по оформлению и выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию.
Федеральная миграционная служба и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях сослались на то, что Административный регламент регулирует публично-правовые отношения, которые не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников данных правоотношений, в связи с чем гражданское законодательство на эти отношения не распространяется.
Выслушав объяснения представителя заявителя Б., поддержавшей вышеприведенные доводы, возражения представителей Федеральной миграционной службы Ш., Т., О. и Министерства юстиции Российской Федерации П., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" одним из оснований для выдачи иностранному гражданину визы определяет приглашение на въезд в Российскую Федерацию, которое выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
> 1 2 3