КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2010 г. N 1422-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛАРА"
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 20 И ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 252
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Элара" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Элара" оспаривает конституционность пункта 1 статьи 20 "Взаимозависимые лица" и пункта 1 статьи 252 "Расходы. Группировка расходов" Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, ООО "Элара" было привлечено к ответственности за неполную уплату налога на прибыль организаций. Как установил налоговый орган, налоговая база по указанному налогу была неправомерно уменьшена обществом путем отнесения к расходам затрат на уплату процентов по займам, которые были предоставлены его участниками, а также организациями, среди учредителей которых значились те же лица, что учредили данное общество. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2009 года, оставленным без изменения арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, обществу отказано в удовлетворении требования о признании решения налогового органа в этой части недействительным.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 57, поскольку позволяют налоговым органам произвольно начислять недоимку по указанному налогу, вторгаясь в оценку экономической целесообразности расходов налогоплательщика.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ООО "Элара" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в системной связи со статьями 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Конкретизируя выводимый из указанных положений Конституции Российской Федерации принцип определенности налоговых норм, Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет в пункте 6 статьи 3, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В силу конституционного принципа верховенства закона (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа основанности на законе деятельности органов исполнительной власти налоговые органы нуждаются в законодательной основе для своей деятельности. Именно связанностью налоговых органов законом объясняется стремление законодателя к детальному урегулированию соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 12-П).
2.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия
> 1 2