Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 2003 г. N 5077
-----
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2003 г. N 148
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕФИЦИТОМ ЖЕЛЕЗА
В СТРУКТУРЕ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., отмечаю, что среди факторов питания, имеющих особо важное значение для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия населения России, важнейшая роль принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма человека всеми необходимыми микронутриентами: макро-, микроэлементами и витаминами.
Недостаточное поступление микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на физическом развитии, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения в России.
Результаты широкомасштабных эпидемиологических обследований, проводящихся в рамках реализации Постановлений Правительства Российской Федерации N 426 от 01.06.2000 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436), N 1119 от 05.10.1999 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5037), свидетельствуют о недостаточном потреблении микронутриентов у значительной части детского и взрослого населения России.
Одним из важнейших микронутриентов является железо, различные формы недостаточности которого (предлатентный дефицит железа, латентный дефицит железа, железодефицитная анемия) по обобщенным данным среди отдельных групп населения выявляется в 2 - 60% случаев. У этого же контингента населения выявляется и дефицит витаминов В1, В2, В6, РР, фолиевой кислоты, витамина С, которые участвуют на различных этапах всасывания и метаболизма железа в организме человека. Таким образом:
- выявленный дефицит железа затрагивает не один этот микроэлемент, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов системы обмена и усвоения железа;
- у значительной части детей, беременных и кормящих женщин поливитаминный дефицит сочетается, как правило, с дефицитом железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм витаминно-железодефицитных состояний;
- дефицит микронутриентов в России выявляется не у какой-то ограниченной категории детей и взрослых, а характерен практически для всех групп населения во всех регионах страны.
Возникающая в связи с этим необходимость сохранения или даже увеличения уровня потребления микронутриентов, несмотря на значительное снижение энергетической ценности суточного рациона, является общей проблемой для всех экономически развитых стран, которая формулируется как задача повышения пищевой плотности рациона питания современного человека, в т.ч. за счет обогащения пищевых продуктов железом. Обоснованность такого подхода подтверждается тем обстоятельством, что в процессе технологической переработки зерна пшеницы значительная часть железа теряется. Так, в цельном зерне пшеницы содержание железа составляет 5,3 - 5,4 мг/100 г, в пшеничной муке 1 сорта - 2,1 мг/100 г, а в пшеничной муке высшего сорта - 1,2 мг/100 г ("Химический состав российских продуктов питания", Москва, изд-во "ДеЛи Принт", 2002).
В этих условиях целесообразным и эффективным путем улучшения обеспеченности населения России алиментарным железом, путем, по которому идет большинство стран мира, является дополнительное обогащение им пшеничной муки высшего и первого сорта, хлеба и хлебобулочных изделий, выпеченных из этой муки. Такое
> 1 2 3