ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-50
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Кузнецовой Е.Ю.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александрова Бориса Леонидовича о признании незаконным пункта 6 "Правил рассмотрения и регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца", утвержденных Роспатентом 21 апреля 1995 г., в части запрета перемены лицензиара (патентообладателя) без соглашения сторон договора об этом,
установил:
Александров Б.Л. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Правил в части необходимости получения лицензиаром согласия всех пользователей патента - лицензиатов на уступку патента третьему лицу противоречит требованиям Конституции РФ (ст. 44 ч. 1), Патентному закону РФ (ст. ст. 10 и 13) и Гражданскому кодексу РФ (ст. ст. 138, 382, 617 и 1038) и тем самым нарушает охраняемые законом права патентообладателя по распоряжению интеллектуальной собственностью.
В судебном заседании заявитель Александров Б.Л. и его представитель Александров Е.Б. предъявленное требование поддержали и при этом в порядке его уточнения просили о признании незаконным п. 6 Правил в части слов: "документ, подтверждающий соглашение сторон договора о внесении соответствующих изменений", поскольку, по мнению заявителя, именно это положение Правил нарушает права патентообладателя на свободную передачу патента другому лицу.
Представители Роспатента Евдокимова В.Н. и Министерства юстиции РФ Шестов М.Е. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Правил в указанной части требованиям действующего законодательства РФ не противоречит и охраняемых законом прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей Роспатента и Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение статьей 10 и 13 Патентного закона РФ 21 апреля 1995 г. Роспатентом были утверждены "Правила рассмотрения и регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца", в пункте 6 которых после слов: "к заявлению прилагаются" предусмотрен в качестве приложения "документ, подтверждающий соглашение сторон договора о внесении соответствующих изменений", включая фактические изменения, связанные с уступкой патентообладателем патента третьему лицу.
По утверждению представителей Роспатента и Министерства юстиции РФ, оспариваемый пункт Правил в указанной части касается только патентообладателей, заключивших лицензионный договор на использование своего изобретения, полезной модели, промышленного образца.
Для осуществления регистрации договора уступки патента, обремененного лицензионным договором, необходимо согласие лицензиата на
> 1 2 3