Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Какие документы являются подтверждением такой аккредитации? Подлежат ли иностранные граждане персональной аккредитации в ГРП?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2004 г. N 24-08/60108
Перечень документов, которые необходимо представить в налоговые органы для освобождения от НДС платежей, уплачиваемых иностранными гражданами или организациями за аренду помещений, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не установлен.
Вместе с тем пункт 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации содержит обязательные условия применения льготы, которые позволяют определить, какими документами подтверждается ее правомерность при осуществлении налоговыми органами налогового контроля.
Такими условиями для иностранной организации являются ее аккредитация в Российской Федерации и наличие страны ее постоянного местопребывания в перечне иностранных государств, определяемом МИД России совместно с МНС России, исходя из принципа взаимности, который означает предоставление иностранным гражданам и организациям аналогичного освобождения в ровно таком же объеме, какой установлен законодательством иностранного государства и действует в отношении российских граждан и организаций, арендующих помещения за рубежом. В случае если иностранное законодательство содержит какие-либо ограничения по видам арендуемых помещений или по категориям арендаторов или арендодателей, то иностранное государство включается в данный перечень с такими же ограничениями.
В качестве подтверждающих аккредитацию иностранной организации могут служить документы, выдаваемые уполномоченным органом Российской Федерации (свидетельство о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданное Государственной регистрационной палатой при Минюсте России, разрешение на открытие представительства иностранной организации, выданное ГРП России или Торгово-промышленной палатой).
Что касается второго условия действия льготы, то при его соблюдении необходимо учитывать, что перечень иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от НДС при сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации, утвержденный приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386, и список, приложенный к письму Госналогслужбы России от 13.07.94 N ЮУ-6-0/80н, формально не отменены, однако фактически не могут применяться в отношении всех перечисленных в них государств, поскольку с момента их составления налоговое законодательство ряда стран претерпело значительные изменения, которые отменили аналогичное освобождение или сократили его объем.
Таким образом, использование указанных документов в качестве обоснования применения льготы при аренде помещений иностранными организациями - резидентами государств, в которых аналогичное освобождение в настоящее время не предусмотрено или действует в ограниченном объеме, нарушает условие взаимности, установленное Кодексом, и является недопустимым.
В связи с этим вплоть до утверждения нового перечня, находящегося сейчас на стадии согласования с МИД России, вопрос о предоставлении льготы резиденту конкретного иностранного государства может быть решен после уточнения в МНС России, которое располагает соответствующей информацией и законодательными актами большинства зарубежных стран.
В отношении предоставления помещений в аренду иностранным гражданам сообщаем, что поскольку требование об
> 1 2