ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2001 г. N ГКПИ 00-1370
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" о признании незаконными пунктов 1 и 2 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 (далее Порядок),
установил:
общественная организация "Гражданское содействие" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что Правительство Российской Федерации при утверждении оспариваемого Порядка вышло за пределы своей компетенции и нарушило принцип равенства всех перед законом.
В судебном заседании представители заявителя Петросян М.Е. и Ганушкина С.А. заявленное требование уточнили и просили только об исключении из п. 2 Порядка слов: "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" как противоречащих содержанию Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 и нарушающих права граждан на получение компенсации за утраченные жилье и имущество.
Представитель Правительства Российской Федерации Туляков В.В. с указанным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом о том, что Правительство Российской Федерации при утверждении оспариваемого Порядка действовало в пределах своей компетенции и указанные слова в его пункте 2 не ограничивают прав граждан на получение компенсации за утраченные жилье и имущество.
В том случае, если вынужденные переселенцы, покинувшие Чеченскую Республику в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., не встали на учет в территориальном органе миграционной службы в этот же период по уважительным причинам, они вправе обратиться в суд с требованием об установлении такого факта.
На основании вступившего в законную силу решения суда об этом необходимая компенсация будет выплачена.
При удовлетворении требования заявителя, по его мнению, может значительно возрасти количество лиц, претендующих на компенсацию, что повлияет на сроки выплаты компенсации уже состоящим на учете гражданам.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявленное требование в уточненном виде удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" предусмотрено оказание единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших - в размере 200-кратной минимальной оплаты труда при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, предусмотрено осуществление компенсационных выплат.
Как установлено судом, в связи с данным Указом Презид
> 1 2 3