КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 февраля 1991 г. N 15 (2-23)
О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕМ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И УЧАСТИЕМ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
По предложению Председателя Верховного Совета СССР Комитетом конституционного надзора СССР рассмотрен вопрос о соответствии Конституции СССР, законам СССР и международным актам Закона Литовской Республики от 4 октября 1990 года, установившего уголовную ответственность граждан с наказанием, включающим смертную казнь, за действия, связанные с созданием и участием в деятельности общественно - политических организаций.
Комитет исходит из незыблемости конституционного права советских республик осуществлять свой суверенитет, в том числе путем собственного законотворчества. Вместе с тем, реализуя свои суверенные права, союзные республики должны строго следовать установленному разделению компетенции Союза ССР и республик, особенно по вопросам, непосредственно затрагивающим признанные международным сообществом основные права человека, в отношении которых действуют общесоюзные нормативные акты, соответствующие международным обязательствам СССР.
В связи с этим Комитет констатирует, что в соответствии со статьей 2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик ответственность за государственные преступления определяется общесоюзными уголовными законами, а статья 22 Основ допускает применение смертной казни (расстрела) за государственные преступления лишь в случаях, предусмотренных Законом СССР "Об уголовной ответственности за государственные преступления", то есть относит установление этой исключительной меры за совершение такого рода преступлений к ведению союзного законодателя. Приняв закон, предусматривающий смертную казнь в качестве одной из мер наказания за "умышленное участие гражданина Литовской Республики в деятельности другого государства или иностранной организации, направленной на нарушение суверенитета Литовской Республики, ее территориальной неприкосновенности, обороноспособности или насильственное свержение государственной власти, основанной на Временном Основном Законе (Конституции) Литовской Республики", то есть неправомерно расширив диспозицию статьи 1 Закона СССР "Об уголовной ответственности за государственные преступления", Верховный Совет Литовской Республики вышел за пределы своих полномочий, одновременно создав серьезную угрозу правам и свободам граждан СССР, проживающих на ее территории.
Как известно, парламент Литвы вопреки требованиям Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" односторонне провозгласил невхождение республики в состав Союза ССР. Между тем до выполнения указанных требований на территорию Литвы в полной мере распространяется суверенитет Союза, на ней в полном объеме действуют Конституция и законы СССР. Кроме того, как часть федеративного государства Литовская Республика имеет такие же международные обязательства в сфере прав человека, как и Союз ССР в целом.
В последние годы как в официальных заявлениях литовского руководства, так и в принятых Верховным Советом Литовской Республики законах и постановлениях Союз ССР неоднократно именуется "чужим", "другим" государством. Такая позиция позволяет вопреки общесоюзному закону рассматривать действующие на территории Литвы общественные организации, входящие в состав общесоюзных, как организации иностранного государства. Используемые в УК Литовской Республики понятия "другое государство", "иностранная организация", "нарушение государственного или общественного порядка", "ограничение суверенных прав (мощи) Литовского государства", "публичные призывы к насильственному нарушению суверенитета" и другие оставляют широкий простор для толкования, что позволяет подвести
> 1 2 3